задания по русскому языку для поступающих в 9 класс

Контрольный диктант

 Для 9 класса

Бабушка.

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в моей памяти, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Ког­да она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она — темная, но светилась изнутри, — через глаза — неугасимым, веселым и теплым светом. Она су­тула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка.

До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связа­ла все вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым по­нятным и дорогим человеком. Это ее бескорыст­ная любовь к миру обогатила меня, насытив креп­кой силой для трудной жизни.

М. Горький «Детство».

Грамматическое задание:

1 вариант

  1. Произвести полный синтаксический разбор предложения: Она нюхала…
  2. Из предложения: Вся она… выписать по одному словосочетанию со связью согласование, примыкание, управление и отметить главное и зависимое слово.
  3. Объяснить правописание н-нн в словах:украше..ой, особе..о

2 вариант

  1. Произвести полный синтаксический разбор последнего предложения.
  2. Из предложения: Очень портил… выписать по одному словосочетанию со связью согласование, примыкание, управление и отметитьглавное и зависимое слово.
  3. Объяснить правописание н-нн в словах: спрята..ый, особе..о